Токио

12.11.2017 — письмо 13

Я долго готовилась к поездке в Токио. У меня был план из 14 пунктов. По каждому были распечатаны карты, описание, путь на метро с указанием всех пересадок, цен и времени проезда. Пункты не были привязаны к дням — каждое утро мы решали, куда ехать, учитывая погоду и желания. У меня были любимые пункты, и пункты «по обязанности». Я думала, что мы не посмотрим и половину мест из моего плана. Он был такой большой, потому что я не могла понять, как всё будет в реальности, и хотела, чтоб, на всякий случай, у нас был выбор. Но это Япония, здесь всё не так, как ожидаешь. Мы выполнили почти весь мой план — 12 пунктов из 14! Многие из моих любимых пунктов разочаровали полностью, а то, на что я вообще не надеялась, очаровало и удивило!

Самое главное, что очаровало — это и не пункт вовсе. Это токийское метро.

Я думаю, что лучше токийского метро может быть только московское метро. Не потому, что оно проще и понятней. А потому что оно очень красивое, мы его любим, мы им гордимся, и говорим, что эта красота перевешивает всё! Такого красивого метро, как у нас, нет ни у кого в мире. И всё! Больше нет преимуществ, ни одного. Но сравнивать их нельзя. Это всё равно, что сравнивать потрясающую книжку и прекрасный пейзаж за окном.

Токийское метро восхитило меня по стольким параметрам, что это не укладывается ни в какие мои ожидания. Всё, что про него писали и говорили — неправда. Все эти страшные схемы — это просто пугалки.

Ориентироваться в токийском метро настолько просто, что ты получаешь удовольствие от поездки, всё время! Представьте себе сложнейший разветвленный многоуровневый лабиринт, в котором через каждые 10 метров стоит человечек, который вам говорит, куда идти: «идите направо, до цели — 100 метров», «теперь прямо, осталось 90 метров». Представьте, что они говорят это на японском языке, и вы ни слова не понимаете. Что вы про это скажете? Crazy! — и больше ничего! А от этих человечков и их непонятной болтовни только рябит в глазах, и звенит в ушах — и еще больше crazy-crazy-crazy!

А теперь представьте, что эти человечки говорят на русском языке, и вы слышите только их. Каждый из них вам улыбается и говорит: «Молодец! Верно идешь! Еще 100 метров, и ты у цели. Это 1.5 минуты». Сможете вы в таком метро заблудиться? Никогда! Я, скорее, в Пущино заблужусь!
Так вот, превратите этих человечков в систему знаков, которая вас окружает — на стенах, на потолке, на полу, везде, куда бы вы не посмотрели… И вы получите Токийское метро. В нём нельзя заблудиться! Надо всего лишь знать, куда ты едешь, и понимать эту систему. Один раз прочитать, разобраться, понять. И всё!

Логика настолько продумана, настолько удобна, что диву даёшься, как потрясающе всё сделано! Каждая линия метро обозначена буквой — как правило, это первая буква её названия. Цвет у всех линий разный, но цвет здесь теряет смысл — когда линий сотни, ты не запомнишь этот оттенок красного. Каждая станция обозначена цифрой. Каждый выход из метро обозначен тоже цифрой. Указатели  на жёлтом фоне ведут к переходам из метро на другие станции, указатели на синем — к поездам. Указатели выхода из метро в город — без фона, черным цветом.

Трудно с названиями станций, не можешь их запомнить — и не надо. Ты знаешь, что тебе надо ехать со станции T14 на станцию T10, а там пересесть на A13. Едишь в вагоне, и видишь, сколько тебе станций осталось, сколько минут до каждой станции. Вышел из вагона, махнул взглядом — увидел желтые указатели, нашёл там А13, и идёшь по нему на свою станцию, всё время видя, сколько метров тебе осталось. В некоторых случаях рядом с метрами дописывают еще и время (якобы знают твою скорость). Мы не успели понять, в каких это случаях, но я знаю, что здесь тоже есть система — система и единообразие здесь во всём. Пару раз мы шли, и вдруг увидели, что метры увеличиваться стали. Сказали: «Во дураки! Только что было 130 метров, а теперь вдруг 150!» Дураки были мы! Мы поворот пропустили, и пошли по дороге, которая ведёт в обход.

Переходы могут быть большие — до 800 метров, и даже больше. Они могут вести тебя с уровня на уровень (трудно представить, сколько там этих уровней под землёй), могут выводить из метро на улицу, а потом вводить обратно. Всё это тебя не волнует, потому что у тебя оплаченный билет до твоей конечной станции. На выходе из метро ты суёшь билет в турникет, и он пулей вылетает с другой стороны. Ты берешь его, и идёшь с ним дальше. Когда надо вернуться — снова суёшь его в турникет. Иногда ты даже не знаешь, внутри ты метро, или снаружи. Турникеты все проходы отслеживают и прописывают. Но твои блуждания никого не волнуют. Важна только цена от начальной станции до конечной. На конечной станции билет уходит, и не возвращается. Если вдруг ты не верно оплатил, и надо больше или меньше — турникет зазвенит, и тебя не выпустит. Но тут же стоит автомат, в котором ты можешь оплатить разницу, или, наоборот, получить сдачу. Растерялся, не знаешь как им пользоваться — тут же есть служащий, который с улыбкой тебе поможет. Они там для того и стоят, чтоб помогать людям ориентироваться. И тут уже нет языкового барьера, потому что здесь язык не нужен. Они по твоему билету всё понимают, у них компьютеры, показывающие любые маршруты. И есть схемы, карты, на которые можно просто ткнуть пальцем, и всё ясно.

Система оплаты — простейшая. На входе висит огромная карта. Находишь на ней свою конечную станцию, и там в кружочке написано, сколько ты должен заплатить. Тут же автоматы с такой же очевидной логикой, и с кнопками перехода на 5 языков (Вот оно, наконец!!! Русского нет, но это не важно). Перешёл на английский, заплатил нужную сумму — получил билетик.

В Токио больше тысячи станций. Как же найти свою станцию на таких страшных схемах? Да проще простого — все станции тут же рядом со схемой по алфавиту перечислены. Ты за секунду в этом списке находишь свою станцию Toyocho — и видишь, что это T14, голубая ветка. За вторую секунду находишь эту ветку на схеме, и номер T14 на ней. Только один раз мы растерялись. Когда вдруг увидели, что на схеме нет нашей станции. Мы подошли к служащему, и он объяснил нам, что наша станция на другой схеме, вот её карта, и вот её цена. Тут-то мы и обнаружили существование параллельного мира. Мы тут же взяли распечатку этой другой схемы — всё лежит, бери сколько хочешь.

Если ты не хочешь забивать себе голову тем, где сколько платить, то покупаешь карту «Суйка», кладёшь на нее деньги, и ездишь по ней безо всяких билетиков. А турникеты тебя отслеживают, и с карты автоматически списываются нужные деньги. Скидок эта карта не даёт, поэтому мы не стали её покупать. Нам было удобней всё делать самим — перед входом сориентироваться, найти свою станцию, посмотреть цену, и заплатить, потратив лишнюю минуту.

А еще есть сайт Гипердия, на котором ты вбиваешь начальную и конечную станции, и он тебе выдает все варианты маршрутов, распределяя их от самых оптимальных к более длинным. Он показывает все пути и пересадки, с указанием цен и времени всех проездов и переходов. Ты можешь выбрать, что тебе удобней — побыстрее до цели доехать, или ехать дольше, но меньше по переходам ходить? Вот этой Гипердией, наверняка, и пользовалась Рузанна, которой понравилось Токийское метро. Больше там смартфону делать нечего, никакие гугл-карты в метро не помогут, в том числе и в поиске выходов станций. Я по этой Гипердии заранее распечатала все наши маршруты. Но мы прекрасно ориентировались сами. А информацию из Гипердии использовали только для контроля. И ещё для того, чтоб заранее знать, сколько времени у нас займёт какой переезд, и сколько он будет стоить.

А ещё очень важный момент. Идя куда-то, ты обязательно должен знать не только станцию метро, но и номер выхода из метро. Вот тогда ты, действительно, придёшь в это место, как к себе домой. Потому что, выйдя из метро, ты сразу попадёшь в объятия уже уличных карт и указателей, ведущих к твоему месту. Я потратила много сил, чтоб заранее, для каждого нашего пункта разыскать в Интернете номера выходов. Огорчалась, что для некоторых не нашла. А оказалось, что там можно было выходить в любую сторону, и там на каждом шагу были указатели, куда ведёт этот выход. Поэтому в Интернете и не было информации.

Серёжка сказал, что нам было так просто и хорошо, потому что у нас была очень мощная подготовка. «А ты представь, говорит — что ты попала сюда, и не понимаешь, как работает эта система, что означают эти знаки, какой выход тебе нужен — ты же с ума сойдешь!» Не представляю. Они построили такую фантастическую систему, они всё сделали для того, чтоб ты не потерялся — придумали, как тебе всё максимально удобно и понятно объяснить, разжевали, положили, раскрасили. Ты только руку протяни, и возьми! А если ты не берёшь, то кто же здесь crazy?

А еще. Я не знаю, какая там площадь города, и как такое может быть — недосуг посмотреть. Но мы три дня ездили по всем основным местам, рекомендованным в Интернете, и максимальное время, потраченное на переезд от нашей станции до конечной, был 39 минут. Но это мы ехали на остров Одайбо, и пересаживались с метро на монорельс (на той самой параллельной схеме). Все остальные переезды были 15-20, иногда 30 минут. Сравните это с московскими расстояниями.

А насчет часов пик. Мы же там были в выходные и праздник — наверное, поэтому нас это не коснулось. Только в субботу и воскресенье в 9 часов утра в метро, действительно, было на удивление много народу. А в остальное время — нет. Мы практически всегда там сидели.

На станции, помимо исчерпывающей информации о приходе поезда, как всегда — озвучка. Заходишь туда, как в лес, где чирикают разные птички (это эскалатор тебе сообщает, что ты с него сошёл-вошёл-перешёл). А перед приездом поезда — классическая музыка, очень приятная, одна фраза, на каждой станции своя. Не раздражает, а каждый раз радует!

И особая тема — это люди. Они настолько внимательные, что иногда трогают до глубины души. С синкансена началось, когда мы сели в заполненный вагон, с трудом нашли места, чтоб недалеко друг от друга быть. И при первом же моём довольно тихом оклике Серёжки, японец, сидевший рядом с ним, обернулся, подскочил, и предложил мне поменяться местами. Ох, как было приятно. Но оказалось, что так ведут себя поголовно все, всё время! Видя, что мы вдвоём, люди не задумываясь, встают, пересаживаются, чтоб мы сели рядом. Говорим спасибо. А они потом время от времени на тебя смотрят и улыбаются, как будто что-то произошло между вами, и появилась невидимая ниточка. И уходя, обязательно на тебя посмотрят, улыбнутся, кивнут — попрощаются. Старые, молодые, все, непрерывно. Включая детей. Мальчик стоял рядом с сидящей мамой, вдруг рядом с ней место освободилось. И он меня жестом джентельмена, с почтением и улыбкой, приглашает сесть! Мы сходили на следующей станции, я не хотела садиться. Но это было так трогательно и красиво, что я села, ради него. Потом посмотрела на себя, вроде не похожа на бабушку? Он мне, как женщине, уступил. Я потом, уходя, кивнула ему: «Cчастливо тебе, дружок! Спасибо!» Он разулыбался. Когда я подняла на него глаза, я увидела, что он смотрит на меня, и ждёт, попрощаюсь я с ним, или нет? Посмотрю на него? И когда я посмотрела, и улыбнулась, и попрощалась, он обрадовался. Как ребёнок. Сказал мне тоже до свиданья, спасибо. Уже не почтительно, а по-дружески, жестами, как и я. А потом сел. Это было так трогательно, что я до сих пор его вспоминаю.

Мы в Нагое ездим в метро только по выходным. Здесь мало народа, все сидят молча, все сами по себе. А в Токио мы ездили непрерывно, утром, в обед, и вечером. И там народу больше, ты с ними больше взаимодействуешь. И мы вдруг прочувствовали эту атмосферу. Удивительную, какую нигде не встречали. Это как вишенка на торте токийского метро. Но очень важная вишенка.

Ну, а сам Токио нам тоже понравился. Неожиданно приятные Восточные сады Императорского дворца. Потрясающая телебашня Skytree. Самая большая в мире. Вид с неё, действительно, фантастический, мы там вечером были. Огромный и очень спокойный парк Синдзюку, похожий на ботанический сад. Маленький садик Хэппо-Эн для проведения свадебных церемоний, с красивейшими карпами. Потрясающие небоскрёбы у станции Shimbashi, с отличным обзором с разных мостов и переходов — оторваться невозможно! И совершенно никакой музей Миракайн, разрекламированный на весь Интернет! Там выступает робот Осимо, и есть еще два интересных робота. Стоило посмотреть, чтоб сказать, что посмотрели. А остальное нам совсем не пошло. Единственный счастливый момент был, когда мы лежали на топчанах, и смотрели вверх, на огромный земной шар. Могли заснуть, могли так до вечера лежать, еслиб не надо было уходить.

А еще — потрясающие впечатления от того, как японцы проводят досуг в парке Уэно. На одной сцене чудесный парень не от мира сего играет на виолончели прекрасную классику, а люди сидят, и слушают. Рядом — цветные танцы фонтанов, а люди сидят вокруг них на земле, и смотрят. Через весь парк — лазеры что-то выделывают. По краям — беседки, в которых разные институты и организации демонстрируют свои чудеса детям. Занимаются с ними, рисуют, ставят опыты, собирают конструкторы. Как в нашей Зимней Пущинской Школе. И дети с таким удовольствием всем этим занимаются! Но отношение японцев к детям — это особая тема. И совсем другая история.

А вот отношение к собакам… С Хатико-то мы познакомились!
Хатико — это пёс профессора Токийского университета, который жил в 20-ые годы. Это порода акита-ину, а Хатико значит «восьмой» — он был восьмой по счёту собакой профессора. Вот его фото при жизни хозяина. Каждое утро он провожал хозяина на работу до станции метро Сибуя, а потом в 3 часа дня возвращался, чтоб его встретить. Однажды профессор умер, и не вернулся. Хатико на тот момент было 18 месяцев.
Его пытались забрать родные и друзья профессора, но у них ничего не получилось. Он жил на крыльце дома профессора. 9 лет каждый день он приходил на станцию, и до позднего вечера ждал его там. А потом уходил. В последние годы он переселился поближе к станции. Хатико умер в 1935 году. За год до смерти ему поставили памятник, на открытии которого он лично присутствовал. День его смерти был объявлен национальным трауром Японии.

Я волновалась, что не нашла номера выхода к памятнику Хатико. Но выйдя из поезда, мы увидели на полу собачьи следы. А потом увидели вокруг указатели, ведущие к «Выходу Хатико». Все выходы в Токио помечены номерами. На Сибуе пять выходов. Но у этого выхода нет номера, у него есть только название — «выход Хатико»…

А ведь эта история не только про Хатико. Она ещё и про японцев.

< Как нас пугали Токио | Оглавление | Фотографии Токио | Тепло чужого города >